Послания Крестовоздвиженской церкви
(Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, строительство 1746-1760)
Крестовоздвиженскую церковь заложили в 1747 году. Это самый красивый и уникальный шедевр культового зодчества в Иркутске. Орнаменты фасадов удивляют разнообразием и рассказывают нам об удивительном сибирском барокко1. Сложнейшие узоры, сочетающие растительные, зооморфные орнаменты с разнообразными геометрическими фигурами создают таинственное послание наших предков XVIII века.
Характер орнаментов и пластическая трактовка стен вызывают ассоциации с восточными странами. В рисунках и деталях декора очевидно явное
влияние прикладного искусства разных народов2. На орнаментах есть лось, тотемное животное многих сибирских народов, баран, витиеватые азиатские узоры или даже раковина с жемчужиной.
Можно много спорить о случайных или не случайных появлениях такого сложного декора, относясь с уважением к нашим предкам, верим в особенный посыл убранства фасадов церкви. Панно, схожее с буддистским
символом дхармачакрой, присутствует и на других храмах Иркутска. Может быть, это и случайность, но мы, потомки, видим в этом главную философию сибирского барокко — философию дружбы народов.
Появление такого разнообразного декора возможно только при большой лояльности ко всем культурам. А выбор мотивов вряд ли можно назвать случайным, учитывая, что строительство церкви — это всегда особо важная задача для зодчих и представителей духовенства. Любое самобытное произведение искусства — это отражение эпохи, места и ценностей, живущих
в обществе. И в XVIII веке важно было сохранить мир с каждым, кто жил в Сибири.
Крестовоздвиженская церковь была построена тщанием не миллионеров, а разночинцев, деловых людей, исследователей. В судьбе церкви были и венчание будущего адмирала российского флота Геннадия Ивановича Невельского, и большая реконструкция Владислава Кудельского в XIX веке, и даже антирелигиозный музей в XX веке.
Мы ждем, что закрытые уже много лет старинные двери в центральный придел будут сохранены и открыты для всех. А послания Крестовоздвиженской церкви будут прочитаны, и толкование лишь подчеркнет важность
нашего культурного кода Иркутска — жить в мире и согласии со всеми народами независимо от вероисповедания и национальности, а главная сила в объединении.
Иркутский брутализм
Самоцветный Иркутск
Иркутские окна
Первая Ангарская ГЭС
(Иркутская ГЭС возведена в 1950—1959 годах)
Ангара. Артерия. Железобетон. 1936
Ангара — культурный код Иркутска. Все, чтоЛица Иркутска
Вечные образы (рыбаки)
Собор Богоявления Господня (Богоявленский собор, строительство 1718 - 1746)
Фрески Спасской церкви
(Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, строительство 1706-1710)
Усадьба Шастиных (Кружевной дом)
Живой свидетель ледокол
(Ледокол «Ангара», 1900 г.)
Каждый водитель скажет, что машина у него с характером, да еще и живая. А, представляете, если машина — ЛЕДОКОЛ? Одно название уже чего стоит.
Британец по происхождению, но русский по рождению летом 1900 года ледокол «Ангара» был собран и спущен на воду. И началась его безудержная жизнь среди войн, сурового Байкала, жизнь настоящего сибиряка. Он стал и мостом, и локомотивом, и символом власти, революции, могущества Российской империи, и любви к Родине, к ее истории. Ходит народная легенда, что однажды представители британской компании «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» (производитель ледокола) заинтересованно предлагали увезти нашего почетного пенсионера к себе в музей, но историки с особым трепетом взялись за его сохранение. И сейчас он смотрит на нас своими глазами, которые видели моряков, едущих на русско-японскую войну1, строительство Транссиба, белогвардейцев, красных борцов революции, мирных жителей и детей, которые теперь забираются в каждую его морщинку. Старейший ледокол тяжело вздыхает, потому как очень хочется опять к своему другу в Танхой прокатиться, но никак2. Да, еще почти один уже на белом свете такого преклонного возраста. Собрат постарше затерялся в европейских пучинах и ничего не пишет.
***
1. Ледокол «Ангара» вместе с паромом-ледоколом «Байкал» получили народное звание
героев русско-японской войны 1904 года.
2. Во время строительства Кругобайкальской железной дороги ледоколы «Ангара» и «Байкал»
перевозили поезда и грузы из порта Байкал до порта в поселке Танхой.
Деревянный модерн
История скверов, картин и города
Музей на свалке
Земля шедевров
(«Виктория», «Птица и тигр» Даши Намдаков)
Байкал - Аляска.
Путь Сибирских купцов
Женщины меняют жизнь