Послания Крестовоздвиженской церкви

(Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, строительство 1746-1760)


Крестовоздвиженскую церковь заложили в 47 году 18 века. Это самый красивый и уникальный шедевр культового зодчества в Иркутске.


Орнаменты фасадов удивляют разнообразием и открывают нам главную философию сибирского барокко -философию дружбы народов.


Сложнейшие узоры в сочетании растительных и зооморфных орнаментов с разнообразными геометрическими фигурами создают таинственное послание наших предков 18 века.


Характер орнаментов и пластическая трактовка стен вызывают ассоциации с восточными странами. В Рисунках и деталях декора очевидно явное влияние прикладного искусства местных народностей.


Здесь венчался будущий адмирал российского флота Г. И. Невельской, исследователь Амура, а посаженной матерью была княгиня жена декабриста Мария Волконская.


Иркутский брутализм


Вид иркутских улиц, кварталов, домов всегда формировала и мода, и материалы вокруг, и люди, горящие идеями творить и радовать.

Таким человеком был Владимир Азариевич Павлов (30 марта 1938, г. Москва – 19 марта 2010, г. С.-Петербург) — архитектор, председатель правления Иркутской организации Союза архитекторов СССР (1979–1986), один из основателей специальности «Архитектура» в Иркутском политехническом институте (1973), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998).

Великолепный архитектор создал совершенно неповторимый стиль в Иркутске. И, да, до сих пор многие горожане ругают его, ставя в пример эпохи каменного строительства 19 века, сталинского периода. Однако, именно упрямство, консерватизм жителей города как раз и вдохновлял Владимира Павлова, но и, конечно, стремление создавать современные экономичные, яркие, немного грубые, но лаконичные образы.

Так и появился в городе свой стиль. Каждый гость, увидевший чуть дальше исторического центра, задает вопрос об этих домах. Кто это создавал? И почему этого нигде не встретить?

Ответ знаем мы, иркутяне. Потому что Владимир Павлов со своей командой творил в Иркутске. Много лет прошло со времени его работ. Что-то даже осталось недостроенным и разобранным в последствии, но неожиданно сначала в 2011 на ул. Коммунаров строится «Дом музыки Дениса Мацуева», а в 2020 году на одной из центральных улиц – Байкальской вырастает новый жилой массив.

И, представляете? Он вновь повторяет тот самый иркутский брутализм уже через 40 лет. И никто не критикует, все довольны. И теперь мы мечтаем, что брутальная архитектура Павлова и его последователей будет сохранена и отреставрирована.

Давайте будем бережными хозяевами своего города!

Самоцветный Иркутск


Главным золотом на ярмарках Иркутска был сначала мех в 17 -19 веках. Время летит и натуральный мех, не утратив своей красоты, приятнее сидит на его исконных владельцах. А драгоценные иркутские ярмарки наполнились новыми самоцветными историями.

Сибиряки два века подряд открывали месторождения самоцветные в 19, 20- м. Но не стали бы они такими популярными, если бы не предприимчивые купцы и умельцы иркутские.

Зеленые, синие, красные, золотые, серебристые, сиреневые запестрели на ярмарках. Открыто и единственное в мире месторождение чароита в 1949 году. Силу все камни имеют великую природы дикой, гор независимых, энергию стойкости.

Можно знать о каменьях иркутской земли, а можно и владеть ими, благо умельцы и добытчики сохранились. У одного такого Николая Зыкина даже четырехлетний сын знает про наши сокровища всё. А уж сам Николай копает клады с 10 лет. И нет в нашем городе знатока каменьев, кто с такого раннего возраста начал свой путь и благодаря таким людям традиции самоцветного Иркутска живут.

Иркутские окна


С окнами у иркутян особая любовь и это понятно. Они родные и непохожие. Как так? Ведь во всей деревянной Сибири окна похожи. И да, и нет. В Иркутске над убранством окон в конце 19 начале 20 века работал архитектор Владимир Рассушин.

И эту новую эпоху его времени можно легко вычислить. В 1879 году большая часть домов в городе была уничтожена пожаром. Городское сообщество принимало новые решения по строительству, реконструкции. Свобода она, бесспорно, хороша. Но построить порядок и установить правила в архитектуре города – это особая ценность. Впервые появилась история серийный домов.

Лишь небольшие отличия включены в фасады, но общий вид очень схож. Владимир Рассушин предложил в своих типовых деревянных домах два вида наличников. Один из них в стиле классицизма с пропильной резьбой и сильно выдвинутым сандриком.

В конце 19 века пропильная резьба стала спасением. Эта новая технология ускорила производство и появилась огромная возможность украсить весь город быстро. И архитекторы Иркутска, мастеровые стали придумывать разные вариации.

И всё кажется похожим, но есть одна деталь, которую не встретить ни в одном другом городе Сибири. При всём многообразии, мы видим классику и простоту. Кажется, что во всём этом хаосе свободных заказчиков на время воцарился порядок. Было одновременно выстроено не менее 50 домов, наличники которых имели максимально схожее убранство: большая лобань, выступающий на улицу очень развитый, массивный сандрик, украшенный диадемой и миниатюрными ушками. Чем больше выступает сандрик, тем современнее, считали иркутяне, заказывая себе наличники на окна.

Часть домов теряет детали убранства окон, а часть держится благодаря заботливым хозяевам. И эти окна, которые каждый иркутянин встречает на центральных улицах, как оберег и напоминание, что можно дружно делать так, что выстраивается общий стиль в городе.

Сегодня уже в 21 веке есть проект «Иркутские кварталы», который медленно, но верно сохраняет деревянные окна - наши иркутские глаза в мир и в себя.

Первая Ангарская ГЭС

(Иркутская ГЭС возведена в 1950—1959 годах)


Культурные коды всегда формируются средой, людьми, образом жизни, событиями.

И все эти составляющие переплелись и стали влиятельной историей в культуре города Иркутска, когда была построена первая ГЭС ангарского каскада. Это гораздо позже появятся могучие Братская, Усть-Илимская, Богучанская гидроэлектростарнции.

Наша Ангарская самая маломощная (662,4 МВт и выработкой 4,1 млрд кВт·ч) превратится в Иркутскую ГЭС. Но именно она послужила мощным толчком экономического развития в регионе, поменяла облик города (иркутское водохранилище, озера ГЭС), «затопила» старую железную дорогу, дала множество новых рабочих мест, сделала жизнь иркутянина светлее.

И долго можно рассуждать о том, что лучше «до» или «после». Однако, по сей день – энергия воды остается одной из самых экологичных возобновляемых видов энергий во всей истории человечества. Об этом и Древний Рим знал и мы, иркутяне.

И стоит она, соединяя два берега одной реки, укрепляя нашу стабильность, открывая шикарные панорамы города, его новых набережных, мостов. А с высоты птичьего полёта становится маленьким стареньким жуком – стражником у ворот старой/новой эпохи Иркутска (до ГЭС и после).

Ангара. Артерия. Железобетон. 1936


Ангара - культурный код Иркутска и всё, что с ней связано прочно в нашем подсознании. И рыбачки с удочкой или свежим уловом, и мосты- артерии. А самый старый из них стал доказательством передовых технологий Советского Союза в 30-е годы прошлого века.

Крупнейший в мире мост железобетонной конструкции появился в 1936 году в Иркутске. Сегодня он носит название Глазковский, а его прародитель- архитектор Исидо́р Ароно́вич Францу́з создавал как памятник В. И. Ленину. Так что любителям исторической справедливости можно называть мост Ленинским, но мы за подвижность истории.

Пусть увековечивает название предместья, где, кстати, когда-то жил Леонид Гайдай и был свидетелем грандиозного строительства, а позже пешком ходил по нему на работу в Драмтеатр.

Кстати, по замыслу архитектора пилоны моста должны были украшены скульптурами колхозницы, рабочего, партизана и пограничника, но идея умерла, а мост, облицованный байкальским гранитом из посёлка Маритуй, живет и ежесекундное движение на нём говорит, что это старый вечный иркутский двигатель, главная городская артерия.


Лица Иркутска


Иркутск до 1996 года был лидером по количеству национальностей жителей города.

Удивительным образом Иркутск - Родина не только для русских, бурят, но и для поляков, евреев, армян, узбеков и др. Бурятский народ - это выходцы из древней курыканской культуры, представители которой проживали здесь 1,5 тысячи лет назад.

Русские поселения стали появляться вдоль Ангары в 17 веке.

Наш город был единственным в России, где в 19 веке рядом стояли храмы разных конфессий: синагога, мечеть и православная церковь (Благовещенская церковь снесена в 1936 г). Смешанные браки впервые были поддержаны еще Петром I освобождением от налогов. Детей, рождённых в таких семьях, крестили в православных традициях. На территории Сибири не распространялось крепостное право и другие формы рабства. Очевидно, что все это послужило укреплению дружбы для всех жителей города.

Постоянно развивающаяся торговля ещё в 18-19 в.в. заложила миграционные истории для народов, чьи страны граничили с Россией.
В 19, начале 20 века Иркутск стал местом политических ссылок. Сюда приезжали на поселение люди из разных уголков Российской империи. А вторая половина 20 века подарила нам легендарные комсомольские стройки. Молодёжь приезжала со всей страны..

В результате, начиная с 17 века наш город наполнялся совершенно новыми историями рождения сибирских сынов и дочерей. Сформировался особый тип сибиряка, который трудно отнести к определённой территории в России или ближнем зарубежье. И, порой в детях, у которых на 1/4 течёт бурятская кровь, может быть светлая кожа, веснушки. И дети эти отличаются крепостью здоровья, духа и благородством, дружбой со всеми народами, населяющими Иркутск.


Вечные образы (рыбаки)


Культурные коды города - это набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании иркутян. Культурные коды формируются благодаря природной и культурной среде, традициям, людям, создающим историю и прочие.

Так, например, важный культурный код Иркутска - это река Ангара. И это не только определенные ландшафты, но и устойчивые образы, связанные с жизнью реки и легко всплывающие в сознании каждого жителя: чистая вода, мосты, ГЭС, рыбаки….

Кто не знает, не видел ни разу рыбачков, стоящих на берегу Ангары?
Такие они всегда в старой, будто по-другому, просто нельзя, куртке с кучей карманов. На рыбаке непременно кепка или шляпа. Он молчалив и внимателен. Вечером рыбачки иркутские на Н.Набережной у Московских ворот, под глазковским мостом, на лодочках тепреливо стоят, покачиваясь на волнах быстрой реки.

И мы точно знаем, что в чьей-то семье обязательно будет уха или рыбный пирог. А сиг, ленок непременно попадется на крючок иркутскому удачливому рыбаку..

Собор Богоявления Господня (Богоявленский собор, строительство 1718 - 1746)


У Иркутска свой характер во всем. И каждый иркутянин поймет своего земляка. Но что объединяет нас всех?

Вы удивитесь, но один из ответов хранит в себе стиль культового зодчества - сибирское барокко. Сегодня мы не будем возвращаться к истории архитектуры, а покажем вам философию убранства фасадов второго старейшего храма в Иркутске, кафедрального собора 18-19 веков - Собора Богоявления.

Загадка сибирского характера, загадка отношений сибирских народов, загадки всех, кто когда-либо приезжал и оставался в Иркутске, о главном Секрете сибирского города. И если бы стены умели говорить, они сказали бы о дружбе народов, которая так важна для выживания. А вот как раз стены собора Богоявления с удовольствием рассказывают нам об этом.

И соседствующие орнаменты, краски, детали декора разных народов прямые свидетели переплетенной иркутской дружбы.


Фрески Спасской церкви

(Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, строительство 1706-1710)


Вам сколько лет? 20, 30, 40?
А Спасской церкви 312! Нет ни одного строения её старше
В городе Иркутске. Этот православный флагман родился за стенами деревянного Кремля и был ещё сам деревянным. Но в 1710 году сменил деревянную броню на кирпич.

Судьба его, как и у многих церквей разделена на до революции 17-го и после.

Все величие и убранство храма было стерто, вывезено, закрашено… И стоял он, разрушаясь так до 1958 года, пока неожиданно город стали приводить в порядок. Гость в Иркутск собрался невероятно важный - президент США Дуайт Эйзенхауэр. Срочно стали наводить порядок и церковь даже собирались снести, но сначала отправили известного архитектора-реставратора Галину Оранскую. И второе рождение храма случилось.

Галина доказала его уникальность, важность не только стариной постройки, но и найденными закрашенными уличными фресками. Краски, которые использовали неизвестные художники содержали множество драгоценных минералов. Это и понятно. Как выжить при такой погоде? Зимой – 40, летом +35

Храм привели в порядок только уже в 21 веке. Долго он ждал своей исконной миссии и теперь красуется, и рассказывает нам об истории города своим убранством о крещении бурят, об Иннокентии Кульчицком, о путешествиях и торговых делах…

А чтобы прочитать всё, отправляйтесь к Спасской церкви и читайте внимательно, открывая новые тайны Иркутска.


Усадьба Шастиных (Кружевной дом)


Непременно сходите посмотреть дом и разглядите каждый орнамент в отдельности. Такого вы нигде в мире не увидите! Случайность или энергетическая закономерность создали шедевр!


Дом купцов Шастиных строился в первой половине 19 века. Первое упоминание о нем относится к 1843 году. Богатый орнамент с рельефной резьбой делал уже тогда дом уникальным. Однако, когда в 1907 году его хозяином стол почетный гражданин города Аполос Иванович Шастин, появилась основная часть украшений.

Пропильная резьба была очень популярна. Была изменена и часть убранства крыши.


Все владельцы дома, внося свои изменения, сообща создали эклектичный шедевр, в котором смешались и барокко, и русское деревянное зодчество, и даже модерн.

Дом купцов Шастиных является памятником архитектуры федерального значения и внесён в список мирового охраняемого наследия.


Сейчас этот Кружевной дом называется Домом Европы, а в одной усадьбе с ним музей чая, музей городского быта, площадь городов побратимов и огромный квартал станинных деревянных домов.

Где-то стоит Эйфелева башня, в Иркутске стоит Кружевной дом.

Живой свидетель ледокол

(Ледокол «Ангара», 1900 г.)


Каждый водитель скажет, что машина у него с характером, да еще и живая.... А, представляете, если машина - ЛЕДОКОЛ?


Одно название уже чего стоит. Британец по происхождению, но русский по рождению летом 1900 года ледокол Ангара был собран и спущен на воду.


И началась его безудержная жизнь среди войн, сурового Байкала, жизнь настоящего Сибиряка. Он стал и мостом, и локомотивом, и симовлом власти, Революции, могущества Российской империи, и любви к Родине, к её истории..


Однажды представители британской компании "Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко" заинтересованно предлагали увезти нашего почетного пенсионера к себе в музей, но историки с особым трепетом взялись за его сохранение.


И сейчас он смотрит на нас своими глазами, которые виделии моряков, едущих на русско-японскую войну, стройительство Трассиба, белогвардейцев, крассных бойцов революции, мирных жителей и детей, которые теперь забираются в каждую его морщинку..


Старейший Ледокол тяжело вздыхает, потому как очень хочется опять к своему другу в Танхой прокатиться, но никак... Да, еще почти один уже на белом свете такого преклонного возраста. Собрат постарше затерялся в европейских пучинах и ничего не пишет...


Деревянный модерн


В 19 веке по миру полетел модерн со своими плавучими линиями, современными технологиями, декоративностью, стирая законы архитектурных жанров.
И доморощенные иркутские архитекторы ищут свои новые решения. И решения находятся.

Каждому мастеру надо оставить индивидуальный след в своей эпохе. И, возможно, поэтому родился деревянный модерн. Деревянные дома конца 19, начала 20 вв. восхищают своими сплетенными идеями и передают
дух модерна отлично перекликающийся с философией нашего сибирского мироустройства – миролюбием, стойкостью, практичностью и изобилием.

На представленном коллаже переплетены детали двух историй, двух судеб строгого Дома главного архитектора Владимира Рассушина и богатого настроениями и историей Дома Михаила Бутина (арх. Алексей Кузнецов).
Время неумолимо и каждая реставрация забирает говорящие, поющие эпоху детали, но образ деревянного модерна жив в Иркутске.

История скверов, картин и города


И снова история о Человеке. Человек – город, Человек – искусство, Человек – интеллигентность, Человек – новатор, Человек – лидер изменений. Всё это о Владимире Платоновиче Сукачеве (род. 14 июля 1849, ум. 2 января 1920), который был гласным иркутской городской думы и городским головой (совр. мэр города) до самого отъезда в Бахчисарай в 1898 году.

«Где родился, там и пригодился», - прекрасная поговорка и точная иллюстрация к нашему портрету. Владимир Сукачев и учился, и женился, и жил вдали от малой Родины, пока не пришла пора распорядиться богатым наследством от семейства купцов миллионеров Трапезниковых.

Природная интеллигентность, образованность (биолог, юрист), харизма и влиятельность позволили Владимиру Платоновичу преобразить город. Все первые скверы, парки были заложены именно им.

Продуманы даже народные сборы для того, чтобы быстро и вскладчину создавать городские благоустроенные зеленые территории. Что-то утрачено было (Интендантский сад), а что-то с каждым годом увеличивает ценность жизни человека в родном городе.

Уезжая, Владимир Платонович оставил в дар городу свою личную коллекцию картин. Она послужила основой создания художественного музея, где собраны работы всех представителей эпохи расцвета русского изобразительного искусства.

И оценить ценность этой коллекции невозможно. Просто нет стоимости, ибо патриотизм вместе с настоящих искусством не продается.

Это показывали последователи сохранения и наполнения богатств музея. Самый большой долгожитель – директор художественного музея Алексей Фатьянов однажды доказал стране то, что и «во глубине сибирских руд» есть шедевры, которых достойны иркутяне.

Музей на свалке


У каждого периода человечества свои достижения, свои проблемы. И 21 век связан с проблемой утилизации отходов.

Каждый день везет и везет мусоровоз сотни тонн мусора на свалку. И каждая эпоха выделяется особенными людьми. Таким особенным человеком для Иркутска является основатель «Музея на свалке» Александр Владимирович Расторгуев.

Нет ни в одном городе мира такой коллекции из мифической славянской армии, неземных существ, вышедших с экранов мистических боевиков, патриотических коллекций медалей ветеранов Отечественной войны 1941-1945, боевых знамен ушедшей страны – СССР и др.

Невероятные способности с патриотической душой настоящего художника Александра Расторгуева позволили создать иркутский шедевр. Главное, его сохранить. Потому как переплелись здесь две важные темы – сохранение памяти и сохранение ресурсов. И всё это для сохранения жизни и развития души человека.

Земля шедевров

(«Виктория», «Птица и тигр» Даши Намдаков)


В феврале 2000 года состоялась первая персональная выставка молодого скульптора, который начал свою творческую жизнь в Иркутске, приехав из Забайкалья.

И искусство бурятского творца Даши Намдакова вихрем подхватило его и вывело в мир. А мир почувствовал одушевленность творений гения и без словесных доказательств творчество Даши трогало, восхищало с первых минут знакомства.

Энергетика человека передающего попавший ветер в складки платья наездницы или нежность мадонны, родившейся в металле, осталась в Иркутске.
У иркутянина и гостя города есть возможность зайти в галерею современного искусства В.Бронштейна и увидеть самую большую частную коллекцию Даши Намдакова.
Непременно зайдите в галерею и останьтесь один на один с шедеврами…

Что бы не происходило в Иркутске, но божественная энергия мастера, его понимание души человеческой будут собирать вокруг себя именно тех, кому дорога своя Родина, кому дорог каждый метр пути к своему предназначению.

Байкал Аляска.

Путь Сибирских купцов


Культурному коду мало родиться, ему нужно выжить сквозь века, события, власть, почти умереть и возродиться в другом облике, но четко отражая дух и настроение нашего сознания.

Иркутская земля щедро воспитывала предприимчивое купечество, увеличивала капиталы, поднимала до своего Олимпа, поддерживала дух романтизма. В такой благодатной почве и родился проект создания российско-американской компании (РАК).

Истоки его идут от купца Григория Ивановича Шелихова. Именно он не только отправлялся в торговые экспедиции в северные моря по рекам Сибири, но и предложил свои экспедиции наделить миссией по установлению границ России согласно новым открытым территориям.

Это была колониальная история государства 18 века, как и множества других историй мира. А для России в 1772 году началась история Русской Америки, когда Аляска, Северная Калифорния входила в состав империи.
История давно ушла вместе с продажей русских территорий в 1867. Почти целый век сибирские реки, северные моря были дорогами в Америку. И там тоже была Россия.

Для иркутянина эта история особенно дорога, так как именно иркутский купец Григорий Шелихов был основателем всей истории. Памятник возле Знаменской церкви, дом РАК на ул. Сурикова напоминают нам о ней.
А почему ж здесь, в культурных кодах вы читаете рассказ о давно ушедшей эпохе?

Всё просто. Исследовательский, новаторский дух романтиков-предпринимателей живет по сей день в Иркутске. И есть энтузиасты, которые открывают вновь те северные дороги, чтобы вновь показать красоту, величину, богатство нашей Родины. Руководитель проекта «Байкал Аляска» Анатолий Казакевич ведет свой проект с новым звучанием и говорит о том, что главное наше богатство, которое открывается путешественникам – это Люди!

И живут пути сибирских купцов и в 21 веке, и живут наши романтики-искатели приключений, искатели золота, искатели возможностей, искатели …. Такие сибиряки и есть.



Женщины меняют жизнь


Женские истории в России всплывали редко. И не только в России. Патриархальный уклад прятал женский характер, ум. Лишь яркие личности, готовые против правил идти своей дорогой оставляли след. Такими были жены декабристов.

Простое решение быть с мужем до конца, поддерживая, любя стало гимном женской любви и преданности. Уважение и преклонение снискали совершенно юные особы перед сильной властью 19 века.

Две судьбы Екатерины Трубецкой и Марии Волконской в Иркутске продолжали свой путь. Влияние этих женщин было настолько сильным, что дошло и до наших дней. Жизнь в Иркутске буквально разделилась на до декабристов и после. И, конечно, историки заметят, что виной всё сами зачинщики восстания, но слова С.Трубецкого и впоследствии доказали, что мужчины спасены были женщинами.

«Истинно, сей беспредельной любви твоей ко мне я обязан сохранением до сих пор, и она же сохранит меня на будущее время». С. Трубецкой
Самоотверженные женщины выращивали овощи, лечили, спасали и словом, и делом, учили, строили, решали хозяйственные дела, выстраивали отношения с властью, ставили спектакли, концерты, влияли на моду, были центром внимания, объединяли единомышленниц и меняли среду немного грубого, потому что сурового, города. Город сиял благодаря женщинам.

И души/фантомы этих женщин с нами до сих пор. И вдохновляют они нас до сих пор. Иркутское сообщество богато на образованных, интеллигентных, модных, романтических и самоотверженных женщин и в 21 веке.
Наша история не только о женах декабристов, наша история о женщинах, которые в Иркутске оставляют свой важный след.