При всём многообразии подходов, культурный код можно рассматривать как смычку и канал взаимодействия генетики и культуры в человеке, его подсознании и сознании, мотивациях и практиках. Через этот трудноуловимый, но всегда актуальный феномен реализуется накопление генетической памяти и специфических архетипов того или иного народа или общества, а также человека, как их основной единицы. Генетическая память является хранилищем базового опыта взаимодействия с естественным, антропологическим и искусственным пространством. Она выступает основой развития человеческого мышления, коммуникации, социализации, стереотипов поведения и воспроизведения культуры. Архетипы предстают первичными модельными идеями коллективного бессознательного, которые, имея общечеловеческую психологическую основу, переходя на уровень архетипических образов, приобретают аутентичные (местные) специфические черты. Иногда культурный код уходит на второй план, вытесняемый ситуативными модернизациями или внешними влияниями. А чаще тем и другим, ибо в истории и современности отечественного общества (как и многих других) чаще всего модернизации являются рефлексиями на внешние вызовы, формулируемые ритмами глобализации. При этом внешнее влияние всегда стремится заменить компоненты местного культурного кода другими, часто не только чужими, но и чуждыми. Модернизации же, вынужденно ломая отечественную традицию и освобождая тем самым место под новые более мобильные системы, всё равно сохраняют её основы в своей генетике.
Страна – это сложная система, состоящая из компонентов, которые в свою очередь являются системами. Территория, общество и государство, являются её основными «этажами». Территория, как естественное пространство, в силу своих специфических условий даёт возможности развития, которые определяют особенности культуры общества. Культура, как искусственное пространство, создаваемое человеком, в процессном смысле предстаёт как история. То есть история – это не только процесс, но и копилка опыта выживания и развития общества в контексте конкретного географическо-природного ландшафта. Не теряющая своей актуальности фундаментальная основа этого опыта представляет собой разные блоки культурного кода, как набора основных моделей образов, ценностей и оценок, идей и действий, героев и антигероев. Так территория «рождает» общество со специфической генетической и исторической памятью, закодированной в местных образах и символах, языке и культуре. Общество создаёт для себя государство, призванное не только институциализированно и системно реализовывать его интересы, но и способствовать воспроизведению основ, на которых оно зиждется и которые выступают залогом корректной (с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями) модернизации.
Разница пространств и опытов разных обществ порождает границы, которые определяют пределы Отечества, состоящего из множества уникальных краёв. При этом население разных частей страны объединяют не только общие цели (они же национальные или общественные интересы), но и общая пространственная (естественная и культурная) специфика. На фоне интегрирующих фундаментальных основ важны местные особенности, которые являются основой синтеза богатейшей универсальной российской культуры и, вместе с тем, выступают местной связью с землёй и культурой предков, корнями человека и общества. В этом смысле местный патриотизм, выражающийся в идее малой Родины, выступает опорой общенационального патриотизма, а местный культурный код – одной из основ культурного кода страны, его многообразия и богатства. Актуализировавшийся сейчас вопрос адаптации мигрантов – это процесс приобщения их к культурному коду и интересам принимающего общества. Но прежде чем рассказать кому-либо о своём, сначала надо увидеть, услышать, воспринять, осмыслить и понять себя и свою землю. Ключом к пониманию является система основных образов и символов, через которые проявляется суть места.
Попробуем взглянуть на естественный и культурный ландшафт нашего города. Иркутск – часть Прибайкалья, России и Мира. Его естественное пространство уникально и определяется глубоко континентальным положением в центре таёжно-горно-степной Сибири как части «Снежной Евразии» и исконно российской земли. Важнейшей коммуникацией здесь была и остаётся река Ангара, несущая чистейшие воды Байкала к Енисею и далее в Океан (не случайно через Иркутск осуществлялось освоение не только восточных и северных территорий страны, но и Русской Америки). Поэтому красивая кристально-чистая вода, набережная Ангары, гуляющие по ней пары, рыбаки на берегах и лодках, деревья в «куржаке» – всё это является узнаваемыми символами, которые создают один из архетипов и города на реке и его горожанина. Прогулка по набережной – это приобщение («причастие») к городу, его естественной основе, обрамлённой дорожками, скверами и архитектурными формами. Пересечение великой реки с другими транспортными путями (Московско-Амурский тракт, Транссиб и др.) создаёт перекрёсток, как место встречи цивилизаций (российской, европейской и дальневосточной), хозяйственно-культурных типов (аграрного и кочевого в степном и таёжном его измерениях, индустриального и постиндустриального), культур (этнических, конфессиональных и светских), народов и людей (в том числе переселенцев из разных мест). Поэтому иркутяне традиционно активны, мобильны и предприимчивы. А одной из визитных карточек города является железнодорожный вокзал.
Основу этнокультурной специфики населения города составили потомки русских разных волн переселения (от первопроходцев до современных людей, переезжающих из районов области и соседних, прежде всего восточных и северных регионов), при заметном компоненте белорусского, украинского, польского, еврейского и многих других народов. Особое место в этническом ландшафте города занимают представители коренных народов – бурят и эвенков. Текущая межэтническая миксация создаёт местный вариант русских как суперэтноса, опирающегося на множество разнообразных корней. Этот сплав и даёт универсальную культуру, богатую Пушкиными и Достоевскими, Вампиловыми и Распутиными.
Для конфессиональной специфики характерно присутствие мировых религиозных систем в виде христианства, буддизма и ислама. А шаманизм? Также его заметной чертой является как укоренившийся здесь иудаизм, так и элементы архаического мировоззрения в виде местных вариантов шаманизма, которые в последнее время приходят в город из сельской местности. При этом доминантой является русское православие, которое долгое время играло системообразующую роль в развитии культуры города.
Китами, на которые традиционно опиралось и опирается развитие светской культуры в городе, являются музеи, театры и университет. Это основные исторические центры местной традиции сохранения ценностей и искусства, науки и образования, в стенах которых творили и продолжают творить одарённые и активные люди. Они стали важнейшими маркерами города, а их основные здания вошли в символическую матрицу образа города. Это: Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьёва-Амурского (бывший музей Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, здания на К. Маркса 2 и 11); Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (Ленина 5 и К. Маркса 23); Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова (К. Маркса 14); Иркутский государственный университет (К. Маркса 1), или просто «гос», как его здесь называют. Культурные коды должны отличать город от других городов России. Какие качества у, например, ИГУ, музтеатра создают уникальность нашему городу?
Научную и образовательную традицию вслед за ИГУ стали сохранять другие вузы («мед», «политех» и др.), выступающие локомотивами развития профессионального и школьного образования, медицины, инженерии и других важных сфер. Особую роль в развитии фундаментальных исследований принадлежит Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской академии наук, находящейся в академгородке («акадЭм»). Высокий уровень, заданный ведущими музеями позже стали поддерживать и развивать другие центры памяти, например, Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова (Ф. Каменецкого 16 А) и др. Миссию сохранения и развития местного изобразительного искусства поддерживают Иркутское художественное училище им. И. Л. Копылова (Халтурина 1), Галерея Виктора Бронштейна (Октябрьской революции 3) и многочисленные художники (В. Лобарёва, В. Осипов, В. Кузьмин, А. Шелтунов и многие другие), которые как никто выражают дух города на своих полотнах, часть из которых потом продаётся в художественных салонах или на уличной галерее «возле Антея» (К. Маркса 20).
В театральной сфере город обогатился Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского (Седова 29), а также Театром юного зрителя им. А. В. Вампилова (Ленина 23) и другими театральными учреждениями. Центрами музыкальной гармонии также стали Иркутская областная филармония (Дзержинского 2) с Органным залом (Сухэ-Батора 1) и Иркутское музыкальное училище им. Ф. Шопена (К. Маркса 28). Известными музыкальными коллективами являются Губернаторский симфонический оркестр, ансамбль «Доктор Джаз» и другие, а самыми узнаваемыми музыкальными произведениями, имеющими отношение к городу песни «По Ангаре» и «Иркутская история».
Местная документалистика имеет долгую историю, берущую своё начало от Восточно-Сибирской студии кинохроники, сюжеты которой периодически показывает телеканал АИСТ. Это позволило появиться таким режиссёрам как Д. Слободчиков («С чистого листа», «Линия горизонта»), В. Медведев («Быль о белом горностае» или «Фарфор и свиньи», «Хирург», «Судьба человека») и др. Большая часть визуальных и текстуальных проявлений местной культуры в соответствии с веяниями времени «перекочевала» в интернет, где концентрируется на таких порталах как irk.ru.
Историческую основу урбанистической среды формировал не только Иркутский острог, как форпост расширения границ России, но и сохранившийся деревянный центр. Это символ сибирской деревни, пришедшей в город и принесший не только торгово-промышленную хватку, но и архетип бревенчатой русской избы, который в этих условиях обрёл вид красивых двухэтажных домов, изукрашенных ажурной резьбой и другими элементами традиционного декора. Воссозданной частью старого центра стал 130 квартал, на входе в который стоит статуя геральдического бабра с соболем в зубах.
Архитектурными доминантами при этом выступили храмы, как «мосты в небо», в которых проявилось не только многообразие местных религий (православные церкви и монастыри, костёл, синагога и мечеть, а также построенный недавно дацан), но и их взаимодействие. Последнее, в частности, проявилось в иркутском варианте архитектурного стиля сибирское барокко.
К эпохальным памятникам дореволюционной эпохи относятся ныне восстановленные Московские ворота и статуя Александра III. Достойным памятником купеческому Иркутску конца XIX – начала XX вв. является богатая каменная застройка улицы К. Маркса (ранее Большой), создающая атмосферу города и макрорегиональной столичности. На это же работают прилегающие улицы, наиболее известная из которых – Урицкого (иркутский «Арбат») с выступающими здесь музыкантами.
Яркими символами советской эпохи является статуя Ленина, находящаяся в самом центре города, примеры городской административной застройки (в том числе в стиле «советский ампир» – здания Востсибугль на Сухэ-Батора 4 и Старого управления ВСЖД на К. Маркса 7), а также многочисленные памятники социального строительства, формирующие облик центральных и спальных районов. Узнаваемым символом индустриальной модернизации советской эпохи является плотина Иркутской ГЭС («плотинА» как её называют многие иркутяне), подарившая городу своё море.
Но главной достопримечательностью являются люди, родившиеся и выросшие здесь или приехавшие и «впитавшие» в себя Иркутск. Лучшие из них стали культурными героями, людьми-символами, которыми гордится земля. Вот некоторые из них: государственные деятели Г. И. Шелихов, М. М. Сперанский, Н. Н. Муравьёв-Амурский, еп. Иннокентий (Кульчицкий), Ю. А. Ножиков, благотворители В. П. Сукачёв, А. М. Сибиряков, герои войны А. П. Белобородов, Н. В. Челноков и все ветераны, конструкторы Н. И. Камов, М. Л. Миль, космонавты Б. В. Волынов, А. А. Иванишин, деятели искусства Н. П. Охлопков, Н. М. Загурский, В. Г. Распутин, А. В. Вампилов, Л. И. Гайдай, Д. Л. Мацуев, И. А. Варыпаев, спортсмены О. А. Костина, О. И. Курбан и многие-многие другие.
Всё это, вместе с иркутскими модами, формирует особенную энергетику и атмосферу, культурное и информационное поле, через которые проявляется душа города.